о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации
студентов в государственном профессиональном
образовательном учреждении БМПК им. Таштана Эрматова
Настоящее Положение представляет сабой нормативной документ разработанный в соответствии с нормативными правовыми актами Кыргызской Республики с законом Кыргызской Республики «Об образовании» Положением об образовательной организации среднего профессионального образования утвержденного Постановление Правительства Кыргызской Республики (далее-КР) другими нормативно правовыми актами КР в сфере мониторинга качество образования а также Устава БМПК им. Таштана .Эрматова и внутренними локальными актами регламентирующими реализацию процедур контроля оценки качества образования в колледжа.
- Общие положения
Согласно СПО, оценка качества освоения основной
профессиональной образовательной программы (далее – ОПОП) среднего профессионального образования (СПО) должна включать:
Текущий контроль успеваемости студентов (межсессионная аттестация);
Промежуточную аттестацию студентов.
Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация обеспечивают оперативное управление образовательной деятельностью студентов, ее корректировку. Целью текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации является оценка степени соответствия качества образования студентов требованиям Кыргызских государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования
Текущий контроль – это вид контроля, с помощью которого определяется степень качества усвоения изученного учебного материала теоретического и практического характера в ходе обучения. По результатам текущего контроля в Колледже проводится межсессионная аттестация в виде контрольной недели.
Промежуточный контроль – это оценивание результатов учебной деятельности студента за семестр, призванное определить уровень качества подготовки студента в соответствии с требованиями СПО по специальности. Осуществляется в конце семестра и может завершать изучение как отдельной дисциплины, междисциплинарного курса (далее – МДК), профессионального модуля(ПМ), так и их раздела(разделов).
Проводится с целью определения:
соответствия уровню качества подготовки специалиста кыргызским государственным образовательным стандартам СПО;
полноты и прочности теоретических знаний и практических умений по дисциплине или МДК;
сформированности общих и профессиональных компетенций;
наличие умений планирования и выполнения самостоятельной работы.
Проведение текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации предполагает:
на уровне студента – оценивание достижений в образовательной деятельности, степени освоения общих и профессиональных компетенций; на уровне преподавателя – оценивание результативности профессионально-педагогической деятельности, эффективности созданных педагогических условий;
на уровне администрации – оценивание результативности деятельности колледжа, состояния образовательного процесса, условий образовательного взаимодействия.
Результаты текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студента фиксируются оценками.
Оценка – это результат процесса оценивания, условно-формальное (знаковое), количественное выражение оценки учебных достижений обучающихся в цифрах, буквах или иным образом.
2. Организация текущего контроля успеваемости обучающихся
Основной целью текущего контроля успеваемости обучающихся является контроль за выполнением студентами учебной программы, предусмотренной рабочими учебными планами, программами дисциплин, междисциплинарных курсов, профессиональных модулей и подготовка обучающихся к промежуточной аттестации.
Система текущего контроля успеваемости предусматривает разнообразные по форме и содержанию контрольные мероприятия (контрольные точки), учитывающие все виды аудиторной и самостоятельной учебной деятельности обучающегося.
Конкретные виды, формы, средства и процедуры текущего контроля успеваемости по каждой дисциплине, междисциплинарному курсу разрабатываются и определяются преподавателем самостоятельно.
Основными видами текущего контроля успеваемости обучающихся являются:
Входной контроль (по учебным дисциплинам и междисциплинарным курсам, в объеме, изученном на предыдущем курсе обучения) служит необходимой предпосылкой для успешного планирования и управления учебным процессом. Входной контроль проводится по всем изучаемым учебным дисциплинам, междисциплинарным курсам в течение первых двух недель каждого семестра учебного года. Результаты входного контроля преподаватель использует для корректировки траектории изучения дисциплины, междисциплинарного курса;
Формы входного контроля избираются преподавателем самостоятельно. Результаты входного контроля являются основанием для проведения корректирующих мероприятий, а также формирования подгрупп и организации дополнительных консультаций. тематический контроль (по материалам и в объеме одной учебной темы);
рубежный контроль (в объеме разделов, групп тем по дисциплине, междисциплинарному курсу) позволяет определить качество изучения студентами учебного материала по разделам, темам учебной дисциплины, междисциплинарного курса. Ведущая задача рубежного контроля – управление учебной деятельностью студентов и ее корректировка. Другими важными задачами рубежного контроля является стимулирование регулярной, целенаправленной работы студентов, активизация их познавательной деятельности; определение уровня овладения студентами умениями самостоятельной работы, создание условий для их формирования. Рубежный контроль может проводиться несколько раз в семестр, в сроки, определенные календарно-тематическим планом преподавателя.
Формы рубежного контроля выбираются преподавателем самостоятельно.
Итоговый контроль направлен на выявление степени овладения студентами системой знаний, умений и навыков (компетенций), полученных в процессе изучения учебной дисциплины, междисциплинарного курса.
Итоговый контроль осуществляется в конце семестра изучения учебной дисциплины, междисциплинарного курса в случае, если рабочим учебным планом не предусмотрена промежуточная аттестация в соответствующем семестре. Итоговая оценка выставляется в журнал теоретического обучения по ОПОП на основании данных рубежного контроля по следующей шкале:
5 (отлично), 4 (хорошо), (удовлетворительно), 2 (неудовлетворительно), «не аттестован» (не аттестованными считаются студенты, посетившие менее 50% учебных занятий).
Данная оценка учитывается при принятии решения о продолжении обучения студента, начислении стипендии.
Основными формами текущего контроля успеваемости обучающихся являются:
устный опрос на лекциях, практических и семинарских занятиях;
проверка выполнения письменных домашних заданий и расчетнографических работ;
защита практических (лабораторных) работ;
проведение контрольные работы;
тестирование (письменное или компьютерное);
контроль самостоятельной работы студентов (в письменной или устной форме).
Возможны и другие формы текущего контроля знаний, которые определяются ведущими преподавателями дисциплин.
Данные текущего контроля успеваемости обучающихся должны использоваться отделениями и преподавателями для своевременного выявления отстающих студентов, проведении с ними дополнительных занятий с целью оказания им содействия в изучении учебного материала, для организации индивидуальных занятий с наиболее подготовленными обучающимися, а также для совершенствования методики преподавания учебных дисциплин.
Непосредственную ответственность за организацию и эффективность текущего контроля успеваемости студентов несут преподаватели соответствующих дисциплин.
Студенты колледжа должны участвовать в мероприятиях текущего контроля успеваемости. В случае пропуска контрольного мероприятия (рубежного контроля) студент должен в индивидуальном порядке согласовать с преподавателем сроки и порядок своего участия в контрольном мероприятии.
По каждой учебной дисциплине, междисциплинарному курсу к концу семестра у студента должно быть количество оценок, позволяющее объективно оценить качество освоения им содержания учебной дисциплины, междисциплинарного курса.
3. Промежуточная аттестация студентов
Промежуточная аттестация является одной из основных форм контроля учебной деятельности студентов, позволяет выявить соответствие уровня подготовки студентов требованиям СПО КР, обеспечивает оперативное управление учебной деятельностью студента и ее корректировку.
Задачами промежуточной аттестации являются:
определение соответствия уровня и качества подготовки студентов
требованиям к результатам освоения ОПОП, наличия умений самостоятельной работы;
повышение ответственности каждого педагогического работника за результаты своей профессиональной деятельности.
Целью промежуточной аттестации является оценка степени
соответствия качества подготовки обучающихся требованиям СПО КР,
которая осуществляется в двух основных направлениях:
оценка уровня освоения дисциплин;
оценка общих и профессиональных компетенций.
Периодичность промежуточной аттестации и перечень учебных дисциплин, междисциплинарных курсов, профессиональных модулей, выносимых на промежуточную аттестацию, определяются рабочими учебными планами и календарными учебными графиками по специальностям.
Вопросы организации и результатов промежуточной аттестации студентов рассматриваются и обсуждаются на заседаниях Педагогического Совета колледжа, заседаниях ЦМК. Форма промежуточной аттестации по каждой дисциплине, МДК, ПМ образовательной программы определяется учебным планом. Порядок промежуточной аттестации устанавливается
Колледжем самостоятельно.
Формами промежуточной аттестации студентов являются:
экзамен по учебной дисциплине, междисциплинарному курсу;
комплексный экзамен по учебным дисциплинам, междисциплинарным курсам;
экзамен (квалификационный) по профессиональному модулю;
комплексный экзамен (квалификационный) по профессиональным модулям;
зачет по учебной дисциплине;
комплексный зачет по учебным дисциплинам;
дифференцированный зачет по учебной дисциплине,
междисциплинарному курсу, практике;
комплексный дифференцированный зачет по учебным дисциплинам, междисциплинарным курсам, практикам, междисциплинарным курсам и практике.
Выбор учебных дисциплин, междисциплинарных курсов, профессиональных модулей для комплексной формы промежуточной аттестации определяется наличием межпредметных связей. При составлении экзаменационных материалов и записи в экзаменационной ведомостинаименования учебных элементов (дисциплин, междисциплинарных курсов, профессиональных модулей, практики), входящих в состав комплексной формы промежуточной аттестации, указываются в скобках после слов
«Комплексный экзамен», «Комплексный экзамен (квалификационный)»,
«Комплексный дифференцированный зачет», «Комплексный зачет».
Освоение всех элементов ОПОП должно завершаться одной из возможных форм промежуточной аттестации: по дисциплинам общеобразовательного цикла -зачет, дифференцированный зачет или экзамен;
по учебным дисциплинам общего гуманитарного и социальноэкономического, математического и общего естественнонаучного,
профессионального циклов – зачет (комплексный зачет),
дифференцированный зачет (комплексный дифференцированный зачет),
экзамен (комплексный экзамен);
по междисциплинарным курсам – зачет, дифференцированный зачет
(комплексный дифференцированный зачет), экзамен (комплексный экзамен);
по учебной и производственной практике – зачет,
дифференцированный зачет (комплексный дифференцированный зачет);
по профессиональному модулю – экзамен (квалификационный).
Результаты промежуточной аттестации определяются следующими оценками:
экзамен по учебной дисциплине, междисциплинарному курсу;
комплексный экзамен по учебным дисциплинам, междисциплинарным
курсам; дифференцированный зачет по учебной дисциплине,
междисциплинарному курсу, практике; комплексный дифференцированный
зачет по учебным дисциплинам, междисциплинарным курсам, практикам – 5
(отлично); 4 (хорошо); 3 (удовлетворительно); 2 (неудовлетворительно).
зачет по учебной дисциплине; комплексный зачет по учебным
дисциплинам – «зачтено»; «не зачтено».
экзамен квалификационный по профессиональному модулю – 5
(отлично); 4 (хорошо); 3 (удовлетворительно); 2 (неудовлетворительно).
Экзамен квалификационный носит комплексный практикоориентированный характер и является обязательной формой промежуточной
аттестации по каждому профессиональному модулю.
В каждом учебном году количество экзаменов не должно превышать 8, а количество зачетов – 10 (без учета зачетов по физической культуре).
Количество экзаменов и зачетов в процессе промежуточной аттестации студентов при обучении в соответствии с индивидуальным учебным планом устанавливается приказом директора или заместителем директора по УВР в индивидуальном порядке.
Зачет или дифференцированный зачет проводятся за счет объема времени, отведенного учебным планом на изучение дисциплины или МДК.
Экзамены и экзамены квалификационные проводятся за счет объема времени, отведенного учебным планом на промежуточную аттестацию.
Экзамены проводятся в день, освобожденный от других форм учебной нагрузки. Если дни экзаменов чередуются с днями учебных занятий, выделение времени на подготовку к экзамену не требуется, и проводить его можно на следующий день после завершения освоения соответствующей программы. Если 2 экзамена запланированы в рамках одной календарной недели без учебных занятий между ними, для подготовки ко второму
экзамену, в т.ч. для проведения консультаций, следует предусмотреть не менее 2 дней.
Экзамен (дифзачет, зачет, курсовая работа, курсовой проект) по
дисциплине или МДК принимаются, как правило, преподавателем(ями),
который(е) вел(и) учебные занятий по данной(ым) дисциплине(ам) или МДК.
В случае не возможности приема экзамена (зачета, дифзачета, курсовой работы) преподавателями, ведущими дисциплину или МДК, распоряжением директора или его заместителем назначается другой преподаватель, компетентный в области данной учебной дисциплины или МДК.
Формой промежуточной аттестации по физической культуре являются зачеты или дифференцированные зачеты, которые проводятся каждый семестр и не учитываются при подсчете допустимого количества зачетов/дифференцированных зачетов в учебном году, завершает освоение программы по физической культуре дифференцированный зачет.
К критериям оценки качества подготовки обучающихся по учебным дисциплинам и междисциплинарным курсам относятся: уровень усвоения обучающимися знаний и умений, предусмотренный рабочей программой по дисциплине или междисциплинарному курсу;
умение обучающихся использовать теоретические знания при
выполнении практических задач;
обоснованность, четкость, краткость изложения ответа при соблюдении принципа полноты его содержания.
Критерием оценки выполнения вида профессиональной деятельности и обеспечивающих его профессиональных и общих компетенций является правильность выполнения производственного или практического задания и логика защиты.
Дополнительным критерием оценки уровня подготовки студента может являться результат научно-исследовательской, проектной деятельности студента.
Итоговая оценка по дисциплине, междисциплинарному курсу формируется по результатам промежуточной аттестации с учетом показателей текущего контроля успеваемости студента.
Сроки промежуточной аттестации студентов могут быть продлены приказом директора колледжа при наличии уважительных причин: болезнь, подтвержденная справкой лечебного учреждения; иные непредвиденные и установленные (подтвержденные документально) обстоятельства, не позволившие студенту прибыть на экзамен. Окончание продленных сроков промежуточной аттестации не должно выходить (по возможности) за пределы второй недели следующего семестра.