Концепция развития Бишкекского музыкально-педагогического колледжа им. Т. Эрматова на период 2017-2020 годы.

Концепция развития

Бишкекского   музыкально-педагогического колледжа

  им.  Т. Эрматова  на период  2017-2020 годы.

«За качество обучения и воспитания»,

Государственное бюджетное образовательное учреждение- «Бишкекский музыкальнопедагогический колледж имени Т. Эрматова» (далее – Колледж) на протяжении своей более 50-летней истории не только шел в ногу со временем, но и обладал высоким потенциалом опережающего развития.

Колледж всегда осознавал свою роль и ответственность ведущей образовательной организации системы среднего профессионального образования КР, который опирается на лучшие отечественные и мировые традиции педагогического образования.

Принципы открытости, сотрудничества и сотворчества с республиканскими образовательными организациями и зарубежными партнерами в решении научно-методических и организационно-методических задач по подготовке кадров в системе среднего профессионального и дополнительного образования на основе общественно-государственного управления были и остаются важнейшими во всех сферах деятельности Колледжа.

Приоритетами в подготовке кадров в Колледже являются фундаментальный подход к изучению учебных дисциплин, воспитание уважения к отечественной истории, государственному языку и педагогическим традициям, личности педагогического работника и ребенка; осознание ответственности и важности педагогического образования как базового направления в системе образования, учет передовых идей и запросов социума.

Фундаментальность подготовки в Колледже всегда сочеталась с высокими требованиями к воспитательной миссии педагогических работников – людей высокой научной, методической, нравственной и общечеловеческой культуры.

История Колледжа – последовательный путь формирования устойчивой открытой модели отечественного средне профессионального педагогического образования, исторически доказавшей профессиональную эффективность и востребованность со стороны личности, общества и государства. Новшества, рожденные в Колледже, преобразовывались в традиции, становились почвой для последующих инноваций.

Современная миссия Колледжа

заключается в обеспечении преемственности и развитии культуры современного Кыргызстана через восстановление отечественного педагогического образования на основе гармоничного сочетания традиций и инноваций, формирования Кыргызской  идентичности и профессионализма выпускников, всемерного раскрытия их талантов.

Колледж должен стать площадкой для формирования новой модели средне профессионального педагогического образования, отвечающей научным, духовно-нравственным, социальным запросам и потребностям современного общества.

Подготовленные в Колледже кадры призваны стать носителями идей обновления отечественного педагогического образования.

Цель и задачи Концепции развития Колледжа

Концепция ориентирована на решение актуальных задач, определенных государством с учетом экономических и социокультурных особенностей Кыргызстана, мировых тенденций в науке, образовании и культуре.

Концепция учитывает уникальные особенности, исторические традиции и потенциал Колледжа как ведущего педагогического колледжа  КР, передовой опыт других педагогических колледжей  КР.

Цель Концепции – определить стратегические приоритеты и основные направления разработки инновационной образовательной модели Колледжа, призванной обеспечить опережающее развитие  педагогического образования и общества в целом.

Задачи:

1.Определить целевые ориентиры и обосновать научно-методические подходы к созданию актуальной модели педагогического образования.

2.Реализация «Концепции развития БМПК  2017-2020-гг.» в соответствии со «Стратегической матрицей концепции БМПК 2017-2020-гг.»  которая служит методологической основой.

3.Задать направления развития социального партнёрства, межрегиональных и международных отношений Колледжа в сфере педагогического образования. 4.Способствовать формированию общественного признания значимости концептуальных перемен в подготовке студента.

Стратегические приоритеты Колледжа

Современную ситуацию в отечественном и мировом образовании в целом можно охарактеризовать как важный этап формирования новой образовательной парадигмы. Привычная традиционная модель педагогического образования исчерпывает себя, так как находится в состоянии противоречия с трансформирующимся состоянием социума, стремительными процессами технико-технологических новаций и нарастающей информатизацией всех сфер жизнедеятельности общества. Под давлением внешней среды изменяются цели образования, формы и технологии получения и освоения знаний, создания и передачи информации, организации учебного процесса, инструменты измерения результатов обучения, условия функционирования образовательной системы. Для сокращения этого нарастающего разрыва необходимы эвристические решения, основывающиеся на фундаментальных положениях науки, по ряду кардинальных образовательных проблем.

Реагируя на внешние вызовы, Колледж сам становится созидателем будущего. Творческое кредо Колледжа основывается на:

·позиционировании педагогического образования как способа развития общества;

·создании и трансляции гибкой, адаптивной к вызовам общества модели образовательной среды;

·развитии в качестве инфраструктурного кластера региональной системы непрерывного образования;

·прогнозировании, разработке и внедрении в социокультурное пространство собственного образовательного продукта;

· открытом диалоге с научно-педагогическим сообществом, основными общественными институтами;

· равноправной и взаимовыгодной интеграции отечественного педагогического образования и систем педагогического образования других государств.

Эвристическая инновационная многомерная образовательная модель Колледжа направлена на обеспечение баланса современных и прогностических потребностей и запросов личности, семьи, общества и государства в:

·социокультурном измерении- развитие педагогического образования как органической части культуры личности, семьи, многонационального Кыргызского народа, Кыргызского общества, инструмента формирования Кыргызской  идентичности и основы национальной безопасности страны;

· психолого-педагогическом измерении -развитие педагогического образования как среды, создающей условия для личностного роста и развития каждого человека на протяжении всей его жизни;

· социально-экономическом измерении- развитие педагогического образования как инструмента постоянного наращивания и приумножения национального «человеческого капитала»;

· административно-организационном измерении- формирование эффективно управляемого гибкого образовательного пространства, способного к быстрой перестройке в соответствии с динамично меняющимися внутренними и внешними вызовами.

Целевые ориентиры формирования новой образовательной

 модели Колледжа

Современный студент Колледжа – специалист будущего

Практическая деятельность студента – сфера сложной системы отношений, профессиональных трудностей и достижений, в которую будущему специалисту предстоит войти. Их понимание и учёт в построении и реализации образовательной модели колледжа позволит научить будущих специалистов преодолевать барьеры, неизбежно возникающие в профессиональной деятельности.

В своей деятельности Колледж должен видеть и учитывать современное состояние и вероятностные контуры школы и ДОО  будущего. На этом синтезе строятся целевые ориентиры формирования образовательной модели Колледжа:

1.Развитие у студентов интереса к знаниям требует усиления в образовательном процессе философских аспектов теории познания, реализации системного и междисциплинарного подходов, обучения методам и приёмам самообразования и самовоспитания.

2.Углубление фундаментальной подготовки, освоение универсальных методов анализа и прогнозирования, включение обучающихся в проектно- исследовательскую деятельность на всех этапах обучения.

3.Формирование понимания самоценности жизни, ценностных ориентиров и установок личности и общества, ответственной гражданской позиции. 4.Воспитание у будущего специалиста уважительного отношения к жизненному опыту обучающихся и воспитанников профессиональному опыту коллег.

5.Формирование устойчивой готовности будущего специалиста к освоению новых профессиональных функций и видов профессиональной деятельности.

Основные направления формирования новой образовательной

 модели Колледжа

Новая образовательная модель Колледжа ориентирована на опережающую подготовку педагогических кадров. Для ее создания и реализации необходимо осуществить комплекс мер.

В образовательном процессе:

· усилить аналитическую деятельность по изучению потребностей общества и прогнозированию его запросов;

· актуализировать разработку вариативных моделей подготовки педагогических кадров на основе мониторинга ее содержания, технологий обучения;

· осуществить модернизацию образовательных программ с учетом развития науки, потребностей работодателей, интересов личности на основе вариативности и индивидуализации;

· развивать практику создания доступной образовательной среды для лиц с особыми возможностями здоровья;

· укрепить фундаментальность педагогического образования на основе интеграции науки и образования;

· разработать систему практико-ориентированной и психолого- педагогической подготовки студентов, в том числе для работы с разными категориями обучающихся;

· организовать работу по созданию учебно-методического сопровождения для академических обменов, развивая программы обучения на иностранных языках;

· разработать и реализовать программу широкого внедрения новых образовательных технологий и форм организации учебной и научно- исследовательской деятельности;

· развивать электронную образовательную среду, включая создание портфолио для каждого обучающегося;

· совершенствовать институт адаптации и сопровождения молодых специалистов;

· провести мониторинг состояния системы непрерывного дополнительного образования Колледжа и создать новые модели дополнительных образовательных программ;

· развивать сеть ресурсных центров Колледжа и опорно-базовых образовательных организаций в городе Бишкек;

· внедрение системы электронного и дистанционного обучения;

· начать работу по формированию информационно-образовательного портала

В научной деятельности:

· провести мониторинг состояния публикационной активности педагогических работников, эффективности организации научно- исследовательской деятельности с целью определения приоритетов развития научно-методической работы в Колледже и продуктивных форм ее организации;

· участвовать в работе по прогнозированию потребностей в кадрах на разных уровнях региональной системы образования, направлений развития образования и социальной сферы;

· создать ресурсный центр по накоплению, изучению и распространению инновационного опыта педагогического образования;

· сформировать   позиции Колледжа как ведущего республиканского  методического центра в области  начального общего образования музыкального и дошкольного образования и физической культуры;

· расширить сетевое взаимодействие с научно-образовательными центрами в Кыргызстана и за рубежом;

· совершенствовать механизмы интеграции учебно- методической, научно-исследовательской и творческой деятельности студентов  и преподавателей соответствующими видами в ВУЗах КР и стран СНГ;

· развивать инновационные формы раннего включения студентов в научно-исследовательскую деятельность и научное творчество;

· создавать условия для внедрения и коммерциализации научно- методической продукции с ориентацией на перспективные рынки;

· разработать модель работы с одаренными студентами с целью их углубленной профессионализации;

· участвовать в разработке, обновлении, внедрении, экспертизе образовательных стандартов и программ;

· осуществить систему мер по преобразованию библиотеки Колледжа в региональный библиотечно-информационный центр по непрерывному образованию;

· расширить формы внедрения и популяризации результатов методических разработок, в том числе путем активизации издательской деятельности, модернизации материально-технической базы Колледжа.

В воспитательной работе:

· поддерживать педагогические традиции, развивать корпоративную культуру Колледжа и формы сотрудничества с выпускниками;

· расширять социокультурное пространство, практику информального образования, партнерство с учреждениями науки, культуры, общественными и традиционными религиозными объединениями в целях формирования ценностных установок и гражданской позиции, социально-культурного опыта обучающихся;

· развивать новые формы студенческого самоуправления, вовлеченности обучающихся в деятельность Колледжа, поддержки активной гражданской позиции, межнационального диалога и ответственности за результаты совместной деятельности;

· воспитывать стремление к самообразованию и саморазвитию через все виды деятельности (учебную, научно-исследовательскую, творческую и др.) с использованием традиционных и инновационных подходов и технологий;

· создавать условия для развития и поддержки потребности в здоровом и безопасном образе жизни, превратив Колледж в территорию здоровья и спорта;

· совершенствовать педагогическую практику с целью социализации и профессиональной адаптации студентов, содействовать трудоустройству выпускников.

  • Создание «Сообщества выпускников»

В социальном партнёрстве:

· расширить формы профессионального партнерства с образовательными организациями;

· активизировать и разработать новые формы целевой подготовки кадров, в том числе для регионов Кыргызстана;

· развивать совместные сетевые проекты с образовательными организациями Бишкека и регионов;

· актуализировать просветительскую деятельность с учетом многообразия возможностей Колледжа, расширить формы сотрудничества с Министерствами образования и науки КР, министерствами  культуры КР;

В межрегиональном и международном сотрудничестве:

· разработать программу с ведущими педагогическими колледжами и вузами КР, профессиональными сообществами в разработке и реализации стратегии развития отечественного педагогического образования;

· провести анализ и разработать программу восстановления межрегиональных и международных позиций Колледжа среди колледжей и вузов в целевых регионах активности (СНГ, ЕАЭС, ОББ, БРИКС и др.);

· разработать программа действия Колледжа для системного продвижения Государственного языка и национальной культуры КР,

· предложения по развитию взаимодействия Колледжа с зарубежными факторами по привлечению  грантовых средств.

В кадровой политике:

· совершенствовать систему опережающего развития кадрового потенциала Колледжа, стимулирующую профессиональную самореализацию работников;

· разработать критерии и механизм формирования кадрового состава Колледжа в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог»;

· разработать модели оптимизации кадрового состава структурных подразделений Колледжа;

· развивать систему оплаты труда работников Колледжа в зависимости от качества, эффективности и результативности их профессиональной деятельности;

· ввести рейтинговую систему оценки качества профессиональной деятельности сотрудников Колледжа;

· сформировать систему поддержки и стимулирования профессионального роста работников Колледжа;

· создать условия для воспроизводства педагогических кадров на основе принципов преемственности и обновления, в том числе через подготовку кадров высшей квалификации, практику наставничества;

· привлекать внешних высококвалифицированных работников к образовательному процессу и научно-методической деятельности.

В ресурсном обеспечении:

· разработать программу материально-технического переоснащения Колледжа в соответствии с требованиями современной научно- методической и образовательной деятельности;

· разработать программу диверсификации источников поступления материальных и финансовых средств в бюджет Колледжа.

Перспективный облик Колледжа

  • Концепция развития Колледжа разработана в соответствии, с Конституцией  Кыргызской Республики и  законодательных актов «Закона об образованию», Устава БМПК им. Т. Эрматова и локальных нормативных документов, регламентирующих организацию образовательного процесса и научно-методической  работы Колледжа.
  • Устав колледжа является основным документом БМПК, где указаны все структуры методических, финансовых, хозяйственных и коммерческих сторон учебного заведения.

В результате реализации Концепции развития Колледж способен занять ведущие позиции в педагогическом образовании КР:

· Колледж – инновационный центр средне профессионального  педагогического образования на региональном и республиканском уровне;

· Колледж – экспертный и методический центр многоуровневого непрерывного образования;

· Колледж – социокультурная среда для получения современного педагогического образования, раскрытия личностного потенциала обучающихся;

· Колледж – территория педагогической  грамотности и высокой культуры;

· Колледж – привлекательная научно-образовательная среда для вовлечения обучающихся и преподавателей в научно-методические исследования;

· Колледж – центр социальных и общественных инициатив молодежи, способной взять на себя ответственность и умеющей отстаивать экономические, политические и культурные интересы своей страны;

· Колледж – территория здорового образа жизни и спорта;

· Колледж – площадка активного межкультурного и межнационального общения;

· Колледж – центр подготовки специалистов в сфере дополнительного образования;

· Колледж – центр партнёрских отношений с региональными и республиканскими научными организациями и методическими центрами;

· Колледж – образовательная организация с современной системой администрирования и менеджмента качества.

Организационные условия реализации Концепции

Условиями реализации Концепции является ее принятие коллективом Колледжа и  поддержка на уровне МОиН КР. «Стратегическая матрица концепции БМПК 2017-2020-гг.»- является методологической основой, включающей систему мероприятий, этапы их осуществления, индикаторы результативности.